Снаряжение

Разное

Статьи

Тесты снаряжения

Лобовое сопротивление крыла кайта или почему нельзя обойтись одним размером кайта?

Лобовое сопротивление крыла кайта или почему нельзя обойтись одним размером кайта?Сколько кайтеры не обсуждают чудо кайты, с которыми можно кататься в широком ветровом диапазоне, но так и продолжают возить с собой два или три размера куполов. Почему? Всё просто! Законы физики, а именно лобовое сопротивление крыла (аэродинамическое сопротивление воздуха).

Крыло кайта имеет лобовое сопротивление и при увеличении скорости воздушного потока это сопротивление становится больше. Чем больше размер кайта, тем больше у него будет лобовое сопротивление. Также помимо купола сопротивление воздушному потоку оказывают ещё и стропы! Так, к примеру, 100% лобового сопротивления разделятся на 60% сопротивления крыла и 40% сопротивления строп. Это примерно, соотношения могут меняться, например, если стропы используются тоньше то их сопротивление меньше, купол изготовлен тщательно и продуманно, без морщин и складок – следовательно, сопротивление слабее.

К примеру, возьмем кайт 14 метров площадью, тип – гибрид, райдера весом 75 кг., кайтборд - твинтип размером 135 х 41 см. Катание летом по воде возможно в диапазоне примерно от 5, 5 м/с до 11 м/с, дальше будет уже не комфортно. Почему? А если затянуть триммер?

Например, при силе ветра 9 м/с затянули триммер, чтобы было удобно управлять крылом, если его не затянуть, то придется всю дорогу катать на вытянутых руках, проще затянуть триммер, тем самым укоротив силовые стропы и удлинив управляющие, и можно удобно держать руки согнутыми в локтях. При усилении ветра от 11 м/с до 13 м/с каталка становится напряженной и приходится упираться и не давать кайту себя «разнести». При дальнейшем усилении ветра от 13 – 15 м/с, кайт просто начинает «рвать» и подбрасывать в воздух. Лучший вариант при усилении ветра более 11 м/с поменять кайт на более маленький по размеру, например на 9 метровый и продолжать комфортно кататься, на этом размере можно будет кататься до 18 м/с.

Так что же происходит с крылом 14 метров при усилении ветра? Увеличивается лобовое сопротивление и крыло «выжимается» из края ветрового окна в зону с большей тягой.

Пример. Человек стоит на поверхности земли и управляет кайтом на 25 метровых стропах в зените (т.е. над головой или на 12-00 часов). Сам человек стоит неподвижно, крыло летит в набегающем воздушном потоке, когда сила ветра увеличивается, возрастает лобовое сопротивление и крыло начинает сносить по ветру, но удерживается весом человека и отклоняется назад, при этом увеличивается площадь крыла, а следовательно и тяга. При еще большем усилении ветра веса человека уже не хватает, чтобы устоять на месте, его начинает отрывать от земли и нести по воздуху по ветру, так можно пролететь несколько метров над поверхностью земли, прежде чем крыло опустит обратно. Как только встали на землю, начинает снова поднимать и переставлять дальше по ветру.

Поэтому при выборе кайта одним из основных параметров является его размер. И какими бы чудесными характеристиками не обладал Ваш кайт, чтобы перекрыть весь возможный ветровой диапазон, Вам понадобится как минимум 2, а лучше 3 площади купола, так как законы физики не обмануть.

Хороших ветров!